Аттракционы должны быть безопасны!

Каждый год с наступлением теплых дней и сезона отдыха многие любят проводить время в парках развлечений, где посещают различные развлекательные аттракционы. На сводках МЧС появляются сообщения о взрослых и детях, получивших травмы во время посещения аттракционов. В основном причинами травм являются  неосторожность, невнимательность или небрежность самих посетителей, бесконтрольность родителей, многие из них даже не догадываются, что веселые аттракционы, предназначенные для их развлечения являются источником повышенной опасности. Однако не в меньшей степени причиной несчастных случаев становится неисправность самих аттракционов, нарушение правил эксплуатации, недобросовестное исполнение своих обязанностей операторами аттракционов. Аварии случаются и из-за человеческого фактора, когда оператор, ради наживы, запускает карусель при плохих погодных условиях, не пристегнув посетителя или допустив кого-то, не подходящего по росту или весу.

Травмы получают не только на сложных механизированных, быстродвижущихся аттракционах типа американских горок или  крутящихся каруселях, бывает частенько отдыхающие получают увечья на обычных надувных батутах и водных аттракционах. Сегодня это самый недорогой и простой в освоении аттракцион, с которого многие предприниматели начинают свой бизнес. Они часто пренебрегают требованиями к эксплуатации батутов, собирают их на скорую руку и используют при сильном ветре не закрепляя как следует штыри и не натянув как следует швартовочные крепления, не оградив зоны безопасности и вентилятор. Подобную картину часто можно наблюдать на временных площадках – на праздничных мероприятиях, особенно во время «Сабантуя», у торговых центров или на побережье. Порой желание заработать приводит к трагедии.

Участившиеся случаи травматизма на аттракционах подтолкнуло государство к принятию некоторых нормативно правовых актов, которые устанавливают некоторые правила и требования при эксплуатации аттракционов. В 2018 году вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» ТР ЕЭАС 038/2016, который устанавливает  жесткие требования не только при эксплуатации но и при производстве, монтаже, обслуживании и утилизации аттракционов впервые вводимых в эксплуатацию в пределах Таможенного союза, а также определяет порядок их сертификации, либо декларирования. По регламенту все аттракционы делятся на четыре категории по степени потенциальной опасности:

1.    RB-1 – аттракционы с высокой степенью риска;

2.    RB-2 – аттракционы среднего риска;

3.    RB-3 – аттракционы с низкой степенью риска;

4.    RB-4 – аттракционы с ничтожной степенью биомеханического риска.

Степенью потенциального биомеханического риска считается вероятность причинения вреда пассажирам в результате биомеханических воздействий аттракциона.

Все развлекательные объекты подлежат ежегодному техническому освидетельствованию в специализированной организации, по результатам выдается акт оценки технического состояния аттракциона, которое дает владельцу аттракциона, в случае отсутствия дефектов, право на дальнейшую работу аттракциона. При обнаружении дефектов (недостатков, замечаний), эксплуатант (владелец аттракциона), обязан устранить все выявленные дефекты и только после этого может получить допуск к эксплуатации аттракциона. Полномочия по осуществлению государственного контроля в области технического состояния и эксплуатации аттракционов закреплены  за инспекцией гостехнадзора Республики Башкортостан. Инспекция так же проводит государственную регистрацию аттракционов, согласно постановления правительства РФ № 1939 «Об утверждении правил государственной регистрации аттракционов»

Так же вступил в силу постановления правительства РФ № 1732 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов» который устанавливает такие требования, как размещение информационной таблички, содержащая сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации её проводившей, дате ближайшей ежегодной проверки, рядом с пультом аттракциона – таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона, схемы загрузки аттракциона пассажирами. Владельцами аттракционов должен быть исключен свободный доступ посетителей в опасные зоны аттракционов в рабочее и не рабочее время.

Всю эту информацию мы учитываем при государственной регистрации аттракционов. Поэтому, наблюдая перед входом на аттракцион соответствующий металлический регистрационный знак, показывающий государственную регистрацию аттракциона, посетители могут быть уверены, что его проверили на техническую безопасность и правомерность использования собственником.

Подводя итог, хотелось бы дополнительно отметить, что аттракционы являются не только источником новых эмоций, острых ощущений и прекрасных воспоминаний, но также представляют собой источник повышенной опасности. Поэтому перед посещением любого аттракциона, необходимо серьезно подойти к его выбору, строго соблюдать требования безопасности и реально оценивать свои физические и психологические возможности. Таким образом, соблюдая эти не хитрые правила, можно обезопасить себя и своих близких от наступления негативных последствий.

 

Рифат Галлямов

ведущий специалист – эксперт –

старший государственный инженер –

инспектор межрайонного территориального

отдела по надзору за аттракционной техникой